Как проверить диодный мост: Пошаговая инструкция для диагностики мультиметром

Опубликовано 19.09.2025 • Просмотров 233

В нашей предыдущей статье мы разобрали, что такое диодный мост и как он работает. Теперь пришло время научиться определять, исправен ли он. Правильная диагностика позволяет избежать ненужной замены компонента и помогает точно определить причину неисправности. В этом руководстве мы пошагово объясним, как проверить диодный мост с помощью обычного цифрового мультиметра.

1. Подготовка и меры безопасности

Перед началом работы обязательно убедитесь, что тестируемый компонент полностью обесточен. Если вы проверяете диодный мост в автомобильном генераторе, убедитесь, что двигатель выключен, а аккумуляторная клемма отсоединена. Это критически важно для вашей безопасности и для защиты мультиметра.

2. Понимание принципа теста

Суть проверки диода, а следовательно, и диодного моста, основана на его ключевом свойстве: пропускать ток только в одном направлении. Мультиметр в режиме диодной «прозвонки» или измерения сопротивления подает небольшой ток через щупы. Правильный диод должен показать проводимость (низкое падение напряжения) в одном направлении и бесконечное сопротивление («обрыв») в обратном. Неисправный диод покажет либо короткое замыкание в обе стороны, либо обрыв.

3. Пошаговая проверка диодного моста

Для стандартного четырехконтактного диодного моста следуйте этим шагам:

  1. Настройте мультиметр. Переключите мультиметр в режим проверки диодов (обычно обозначается символом диода) или в режим измерения сопротивления (Ω).
  2. Проверка первой пары диодов (вход-выход).
    • Приложите красный щуп к одному из входов переменного тока (обозначен как AC, "~" или "INPUT"), а черный щуп — к положительному выходу (обозначен как "+").
    • Мультиметр должен показать небольшое значение падения напряжения (от 0.4 до 0.7 В).
    • Поменяйте щупы местами (черный к AC, красный к "+"). Мультиметр должен показать "OL" (Open Loop) или "1", что означает бесконечное сопротивление.
  3. Проверка второй пары диодов.
    • Повторите тот же процесс, но теперь с другим входом переменного тока. Приложите красный щуп ко второму входу AC, а черный — к положительному выходу.
    • Результаты должны быть аналогичны первому тесту: проводимость в одном направлении и обрыв в обратном.
  4. Проверка диодов на отрицательном выходе.
    • Теперь приложите черный щуп к отрицательному выходу (обозначен как "-"), а красный — по очереди к каждому из входов переменного тока. В одном из направлений должна быть проводимость, в обратном — обрыв.

4. Что делать, если диодный мост в генераторе?

Проверка диодного моста генератора имеет свою специфику, так как он часто интегрирован в корпус. Для его проверки вам понадобится отсоединить аккумулятор и отсоединить провода генератора. Затем:

  • Установите мультиметр в режим проверки диодов.
  • Приложите красный щуп к выходному болту генератора (где обычно подключается провод к аккумулятору).
  • Приложите черный щуп по очереди к каждому из трех контактов обмоток статора. В одном из направлений должна быть проводимость, в обратном — обрыв.
  • Затем приложите черный щуп к корпусу генератора, а красный — по очереди к каждому из трех контактов обмоток. Показания должны быть аналогичными.

Заключение: расшифровка результатов

Если хотя бы один из тестов показывает неверные показания (например, проводимость в обе стороны или полный обрыв), это означает, что диодный мост неисправен и требует замены. Неисправный диодный мост может привести к неполной зарядке аккумулятора или даже к его разрядке. В таком случае, вы можете найти и заказать необходимый компонент в нашем каталоге. В следующей статье мы расскажем, как правильно подобрать и заменить диодный мост для популярных моделей автомобилей, таких как ВАЗ 2107 и 2110.

Есть ли у вас вопросы по поводу вышеизложенного? Свяжитесь с нами сейчас, мы ответим вам в ближайшее время.
Поделиться с: